четверг, 4 октября 2012 г.

Апариграха

 "...Все время что-то происходит..."
х.ф. "Мирный Воин"

Дорога в Кедернатх, "обитель Шивы" (Индия)
 Апариграха - один из фундаментальных принципов йоги. Как раз недавно мы проводили на занятиях практику ВИЧАРЫ (размышления) на тему апариграхи. Часто переводят как "не принятие даров", но я предложил практикующим несколько иной взгляд на этот принцип.

Основная проблема современного йогина не в том, что у него есть нечто - вещи, отношения, мнения или убеждения или в том, что мы принимаем подарки. Простое непринятие подарков ничего не решает и имеет длинное историческое обоснование (но сейчас не о нем). Основная проблема - это цепляние за все это, а корень "цепляния" в эгоизме. Многие интерпретируют принцип апариграха (из философии йоги) как непринятие даров. Но более правильная интерпретация это "не цепляние". 
  Мы привыкли за все цепляться, мы продукт воспитания. И пора осознать свои ошибки и отбросить ненужную шелуху со своей жизни.
...недавно ехал с Учителем и разговаривали о реинкарнациях. Я высказал мысль о том, что было бы неплохо как-то сознательно избежать в следующей реинкарнации неблагоприятного рождения в бедных странах Азии или хотя бы родится в экологически чистом месте. На что учитель заметил, что нет смысла беспокоится об этом. Так как мое мнение основывается  на оценке с точки зрения текущего рождения. Но если родиться в Азии, например, то подобной оценки не будет, ведь мы по сути продукт развития общества, вырастаем и оцениваем только с субъективной точки зрения, а не с объективной. И что, наверняка, наше теперешнее положение кому-то покажется если не ужасным, то по крайней мере не желательным...
 И он был прав! Я осознал, что я просто цепляюсь за обстоятельства своей жизни... Что за непобедимая штука этот наш эгоизм... Ведь с объективной точки зрения, особого смысла цепляться за обстоятельства именно, скажем моей жизни - нет. А с точки зрения Недвойственности - вообще нет смысла.
 Я попробовал проанализировать, почему я цепляюсь за свои обстоятельства? С точки зрения обычного гражданина, нет ничего особенного в моей жизни и наверное тысячи живут "лучше".
Моя жизнь такая же как и у миллионов соотечественников с материальной точки зрения. Я не получал наследства, все что у меня есть - приходилось трудно зарабатывать.  Есть правда одно "но"... знание йоги...
Ага! вот оно - цепляюсь за знание. Единственное что хочу сохранить - это сопричастность к знанию йоги. Бывают  мысли, когда ты думаешь - "как должно быть ужасно жить без Пути... жить в омрачении материальным миром и не знать волшебства йоги, свободы осознания и огромных возможностей духа.." Это действительно ужасно... но это с моей точки зрения, с субъективной. Тысячи людей просто даже и не поймут что ужасного в том, что бы жить в системе потребления-накопления, жить материальными целями и не знать ничего иного, не иметь учителя, Пути и вообще о чем я тут говорю...
Но единственное, что мы не можем потерять - это наше осознание. Потому по сути - и беспокоиться незачем, ведь то, за что я пытаюсь уцепится - это знание об осознанности:).
Потому я просто расслабляюсь и становлюсь радостным свидетелем всего, что происходит вокруг.


1 комментарий:

  1. очень кстати, Толик) очень. особенно про цепляния и непобедимый эгоизм) и тут же привязанности к людям, местам, вещам, событиям, ощущениям... особенно к людям. как будто невозможно с этим ничего поделать. только и пытаться быть в гармонии - не быть ни за ни против.

    ОтветитьУдалить